Острожская школа

Первое письменное свидетельство о существовании православной школы в Остроге находится в письме иезуита Антония Поссевина, который в 1581 г. писал Папе Римскому: “Князья русские, как Слуцкий и Острожский, имеют свои типографии и школы, которыми далеко и широко распространяется схизма (так католики называли православное вероучение. —Авт.)”.
Таким образом, в 1581 г. Острожская школа не только уже существовала, но и успела проявить себя в деле защиты Православия в юго-западном крае. Вероятно, школа была открыта в связи с основанием в Остроге типографии в 1576—1580 гг.
Учреждая школу в Остроге, защитник Православия князь К. К. Острожский сделал первую в западной России попытку привлечь на служение православной вере и Церкви греческую и латинскую науку. Первым ректором школы был Даниил Герасимович Смотрицкий, а первыми учителями — “греческие дидаскалы” (т. е. учителя. — Ред.), за которыми К. К. Острожский посылал к Патриарху Константинопольскому уже после основания училища. Помимо приезжих греков, К. К. Острожский мог иметь учителей из греков, живших в Остроге и населявших там целую улицу.
Здесь сначала преподавались славянский и греческий языки, позднее начали изучать и латынь.
В школе собралось довольно много русских юношей из родовитых семей и людей простого звания.
Вот что писал автор “Перестроги” о деятельности Острожской школы в период ее расцвета: “Зачим Православие наше начало было просиявати яко солнце; люди ученые почали были в церкви Божией показоватися, учители и строители церкви Божией и книги друкованые (печатные) почали множитися: що бачучи (что видя) Святейший Патриарх, тым частей призирати почал и дидаскалы мудрыми обсылал”.
Питомцы Острожской школы вели успешную борьбу против униатского влияния на Волыни. Так, в ответ на антиправославные сочинения иезуита В. Замойского они в 1588 г. напечатали в Остроге две книги: “Исповедание об исхождении Святого Духа” и “История о листрийском (греч. — разбойничьем. — Авт.) или Флорентийском соборе, вкратце, но справедливо написанная”. В том же 1588 г. острожский священник Василий напечатал в защиту Православия сочинение “О единой истинной православной вере и о Святой Соборной Апостольской Церкви”.
Князь К. К. Острожский имел тесные связи с Восточными Патриархами и пользовался их помощью для блага Острожской школы. Патриарх Александрийский Мелетий, имевший сведения о тяжелом положении Православия в западной России, направил в помощь К. К. Острожскому архимандрита Кирилла Лукариса — известного православного богослова, впоследствии Патриарха Александрийского, а затем Константинопольского (1621—1638).
Сначала архимандрит Кирилл Лукарис пробыл в Остроге сравнительно недолго: в первой половине 1595 г. он переехал в Вильно, где вел богословские споры с иезуитами и францисканцами и преподавал греческий язык в школе Виленского братства. Но и находясь в Вильно, он не терял связи с Острожской школой. С января 1596 г. архимандрит Кирилл Лукарис жил около года в Остроге, “авторитетом князя защищаясь против интриг иезуитов”. В конце 1597 г. он отправился в Западную Европу, а в 1600 г. он опять был послан Патриархом Мелетием в западную Россию.
По возвращении в Александрию в 1601 г. архимандрит Кирилл Лукарис был избран на Александрийскую кафедру, затем на Константинопольский престол, но не переставал заботиться о западнорусской Церкви и западнорусском просвещении. Будучи Патриархом, Кирилл Лукарис не забывал того времени, когда он был ректором Острожской и Виленской школ и постоянно заботился о них. Такое же участие в развитии западнорусского просвещения проявляли и другие Патриархи, с готовностью утверждавшие братские школы.
В середине 1590-х годов, в период введения Брестской унии (1596 г.), Острожская школа переживала кризис. В то время в судьбах западнорусской Церкви и православного просвещения принял участие Патриарх Александрийский Мелетий Пигас. В 1597 г. Патриарх отправил несколько посланий в Россию, в которых советовал открыть училища для образования духовенства. Видимо, выполняя эту просьбу об организации училища как “ограды благочестия”, князь К. К. Острожский в 1602 г. перенес центр просветительной деятельности в Дермань. В Дермани еще до этого времени существовал монастырь, в котором ученые-монахи занимались переводами. В 1599 г. здесь была переведена с греческого на славянский язык “Пчела, или Собрание стихов от богодухновенного писания и внешних учителей”. В 1602 г. К. К. Острожский реорганизовал деятельность братии специально для преподавания и развития православного богословия. Этот монастырь, по мысли князя, должен был стать теперь своего рода училищным монастырем. Здесь была создана и типография.
Следуя совету Патриарха Мелетия, К. К. Острожский выделил земельный надел для основания православной школы в древнем Турове, убедил епископа Феодосия (Лазовского) учредить греко-славянскую школу во Владимире Волынском, ходатайствовал перед польским королем о даровании Львовской школе права преподавания “свободных наук”.
С учреждением православного училища в Дермани деятельность Острожской школы и типографии по-прежнему продолжалась и после кончины К. К. Острожского, последовавшей в 1608 г. В Острожской типографии еще в 1612 г. были напечатаны Часослов и Типикон. По-прежнему сохранялась связь между типографией и школой; знание греческого языка, необходимое для издания богослужебных книг, давали ее питомцы и наставники. Школа была упразднена лишь в 1622—1624 гг., но типография существовала до 1640 г.

Русская Православная Церковь. Очерки истории

Приводится по изданию: Русская Православная Церковь, 988-1988. Очерки истории I-XIX вв. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988, вып. 1.